Музей современного искусства в городе Астана
Проблема архитектурного проектирования «Музея современного искусства» в Астане стояла на повестке министерства культуры долгие годы. Несмотря на высокую потребность в создании культурных объектов данного типа, вопрос их проектирования и строительства до определенного времени оставался открыт. Огромное количество произведений искусства, созданных отечественными творцами за последние годы, могло быть представлено исключительно на территории частных художественных галерей. В то время как на западе оно уже получало бы всестороннюю поддержку и могло финансироваться как государственными организациями, так и представителя коммерческих и некоммерческих компаний.
До начала работ над составлением проекта музея дизайн-студией «Designmakers» культура и искусство Казахстана оставались в застойном состоянии. Те музеи, которые существовали и продолжают существовать поныне, собрали коллекцию лучших произведений искусства тысячелетий, создали поистине огромные фонды и достигли небывалого культурного потенциала. Однако с годами, претерпевая неизбежные культурные и временные изменения, из великих храмов искусства они превратились в его кладбище. Созданные в далекие для современного общества времена, сегодня они потеряли свою архитектурную актуальность. Если когда-то величественные строения советской эпохи идеально подходили для пропаганды советской культуры, сегодня они исчерпали свой ресурс, превратившись из художественных объектов в исторические.
С большим воодушевлением подойдя к вопросу проектирования «Музея современного искусства» в Астане, наша команда приняла во внимание тот факт, что посещения культурных учреждений такого типа представителями современного общества носит временный характер. Другими словами, представители культурного общества посещают музей массово только тогда, когда в нем проводится временная или передвижная выставка, кратковременная акция. В остальных случаях, как правило, он пустует. В связи с этим было принято решение о создании культурного объекта, в корне меняющего взгляд населения на ценность культурного наследия. Необходимо было разработать авторский проект, не только отражающий современное видение культурных учреждений данного типа, но и отвечающий установленным нормам и стандартам представленных организаций.
Отдельную благодарность хочется выразить тем, кто неустанно ратует за преображение культурных объектов Казахстане. В частности, инициатором проектирования общественных зданий и вдохновителем идеи создания «Музея современного искусства» в Астане является общественный фонд «Тенгри Умай». В.А. Филатов, занимающийся продвижением этого проекта не один год, сумел достичь поставленных целей и убедить общество в значимости создания культурного объекта такого масштаба. Несмотря на огромные сложности в поиске финансовой поддержки строительства учреждений такого типа в век рыночной экономики, он и команда общественного фонда смогли найти инвесторов. Вопреки распределению большей части инвестиционных средств на строительство коммерческой недвижимости, они смогли обосновать значимость разработки дизайн-проекта интерьера музея не только для его спонсоров, но и для республики в целом.
Гарантия получения финансовой поддержки правительства и коммерческих организаций – профессиональный подход к разработке архитектурного проекта. Именно поэтому мы серьезно подошли не только к вопросу проектирования современного архитектурного образа музея и разработке дизайна его внутреннего оформления, но и к выбору места расположения строительного объекта. Выбор, павший на Астану, как место для возведения «Музея современного искусства», был неслучаен. По мнению большинства аналитиков, сегодня он является одним из самых бурно развивающихся городов, рассматривается как место крупных инвестиционных вложений.
Актуальная ситуация такова, что аналогичных культурных объектов нет не только в Казахстане, но и во всей средней Азии. Таким образом, принятие решения о проектировании и строительстве «Музея современного искусства» в Астане – уникальная возможность превращения столицы в центр современной культуры средней Азии. Более того, анализ западных общественных фондов и музеев говорит о том, что строительство культурных объектов такого масштаба – это прибыльное вложение капитала. Обязанность государства и каждой структурной единицы общества заключается в том, чтобы создать благоприятную почву для развития культуры отечественных деятелей искусства на родине раньше, чем таковая будет предложена им за рубежом.
Казахстану необходимо поднять престиж собственной культуры, научиться ее ценить и уважать. Пора понять, что рядом с произведениями искусства выдающихся зарубежных художников и деятелей искусства современности существуют не менее яркие и оригинальные работы отечественных мастеров, которые могут вызывать гордость, восхищать и достойно представлять страну.
нет комментариев